В преддверии 130-летия со дня рождения Сергея Есенина, Российская государственная библиотека (РГБ) открывает уникальную выставку, посвященную музыкальной жизни его поэзии. Экспозиция «Поэзия Сергея Есенина в музыке» — это не просто собрание артефактов, а глубокое исследование феномена, который сам поэт интуитивно чувствовал и воплощал: неразрывной связи его стиха с русской песней.
Творчество Есенина, пронизанное мелодикой народной речи, деревенскими напевами и городской романсовой культурой, словно изначально было предназначено для того, чтобы быть спетым. Его стихи с удивительной органичностью ложатся на музыку, поскольку в самой их структуре, в ритмике и образности заложена та самая «песенность», которая десятилетиями вдохновляла и продолжает вдохновлять композиторов самых разных поколений и жанров.
Поэт-певец: Есенин и стихия народной песни
Сергей Есенин был не просто поэтом, черпавшим вдохновение в народной культуре, — он был ее носителем. Он не сочинял стихи под музыку, но часто напевал уже написанное, аккомпанируя себе на гармошке, балалайке или гитаре. Для него песня была не развлечением, а состоянием души, способом познания мира и самого себя. Эта глубокая, почти мистическая связь с песенной стихией ярко отражена в воспоминаниях его современников.
«Он знал песню, как теперь редко кто знает... Песней можно было удержать его дома, когда он, простуженный, собирался в дождь и слякоть выходить на улицу, песней можно было прогнать его плохое настроение, песней можно было привести его в какое угодно настроение».
Эти слова Софьи Виноградской, записанные в 1926 году, — ключ к пониманию музыкальной природы есенинского дара. Песня была для него и утешением, и исповедью, и способом коммуникации с миром. Он впитывал мелодии русской деревни, частушки, плачи, разбойничьи баллады, и эта полифония народного творчества затем кристаллизовалась в его строках, создавая ту неповторимую интонацию, которую безошибочно узнает любой русскоязычный читатель.
Первая волна: романсы эпохи прощания (1925–1929)
Особый раздел выставки в Доме Пашкова посвящен изданиям, вышедшим в первые годы после трагической гибели поэта. Это время, когда личная боль от утраты переплавлялась в пронзительные музыкальные посвящения. Композиторы, многие из которых знали Есенина лично, стремились зафиксировать в нотах не только текст, но и саму душу его поэзии.
Среди экспонатов можно увидеть настоящие раритеты — нотные сборники романсов и песен, изданные в 1925–1929 годах. Один из самых трогательных артефактов — издание стихотворения «Последнее письмо» («До свиданья, друг мой, до свиданья...»). Уникальность его в том, что к каноническому тексту Есенина добавлено прощальное четверостишие, написанное Александром Вертинским. Этот жест — не просто соавторство, а диалог двух великих художников эпохи, попытка Вертинского договорить за ушедшего друга, завершить оборванную мелодию. Этот экспонат — свидетельство того, как поэзия Есенина мгновенно становилась частью живой культурной ткани, обрастая новыми смыслами и интерпретациями.
От классики до авангарда: Есенин в XX и XXI веках
Выставка в РГБ наглядно демонстрирует, насколько широк диапазон музыкальных прочтений Есенина. Его поэзия оказалась универсальным языком, способным говорить и на языке академической музыки, и на языке рок-баллады. В экспозиции представлены ноты и пластинки, отражающие этот невероятный стилистический разброс.
Композитор / Исполнитель | Жанр | Известное произведение на стихи Есенина |
---|---|---|
Георгий Свиридов | Кантата, хоровая поэма | «Поэма памяти Сергея Есенина» (1956) |
Александр Вертинский | Городской романс, песня | «Последнее письмо» (с собственным добавлением) |
Александр Градский | Рок-опера, рок-баллада | Цикл песен на стихи Есенина |
Алексей Рыбников | Рок-опера | Фрагменты в опере «„Юнона“ и „Авось“» (косвенное влияние) |
Группа «Монгол Шуудан» | Анархо-рок | «Москва» (на стихи «Да! Теперь решено. Без возврата...») |
Евгений Мартынов | Эстрадная песня | «Берёзка» («Зелёная причёска...») |
Николай Сличенко | Цыганский романс | «Отговорила роща золотая» |
Сергей Безруков | Авторская песня (в рамках роли) | Исполнение в телесериале «Есенин» (2005) |
Особое место в истории музыкального есениноведения занимает монументальная «Поэма памяти Сергея Есенина» Георгия Свиридова. Это произведение, написанное в 1956 году, в разгар хрущёвской оттепели, фактически вернуло Есенина в пантеон большой советской культуры. Свиридов, как никто другой, сумел передать эпический размах и глубокий трагизм есенинской судьбы, соединив интонации народного плача с мощью симфонического оркестра и хора.
В 1970-е и 80-е годы есенинская строка зазвучала со сцены рок-фестивалей. Его бунтарский дух, мотивы одиночества, противостояния миру и горькой любви к Родине оказались созвучны мироощущению рок-поколения. Такие группы, как «Монгол Шуудан», превращали его стихи в яростные панк-гимны, доказывая, что лирика «последнего поэта деревни» может быть актуальной и для городских окраин конца XX века.
Экспозиция в Доме Пашкова: что увидят посетители
Прогуливаясь по залам выставки, посетитель совершает путешествие во времени. Вот пожелтевшие от времени нотные листы первых романсов, изданные крошечными тиражами. Рядом — массивные виниловые пластинки фирмы «Мелодия» с записями Свиридова, которые были в каждой советской семье. А вот и обложки компакт-дисков и кассет из 90-х, свидетельствующие о неослабевающем интересе к поэту в эпоху перемен.
Каждый экспонат — будь то грампластинка, партитура или афиша концерта — это не просто предмет. Это точка пересечения двух искусств, литературы и музыки, в центре которой стоит одна титаническая фигура — Сергей Есенин. Выставка в РГБ — это уникальная возможность не только прочитать, но и услышать, как звучит его поэзия, как она дышит и меняется, оставаясь при этом вечно живой и пронзительно современной.
Информация о выставке
- Место: РГБ, Дом Пашкова, концертный зал отдела нотных изданий и звукозаписей
- Даты проведения: По 28 августа 2025 года
- Вход: по читательскому билету РГБ
- Часы работы:
Понедельник, среда, пятница: с 12:00 до 20:00
Вторник, четверг, суббота: с 10:00 до 18:00